Лошади

Возникновение и экстерьер лошадей породы Владимирский тяжеловоз

Удивительно, но в огромной, интенсивно развивающейся России позапрошлого века не было своих тяжелоупряжных пород. Учитывая аграрное направление экономики страны, востребованность в них была очевидна: иностранные породы были дороги, да и не всегда легко могли адаптироваться к непростой российской жизни и низкокачественным кормам. Однако именно они: клейдесдали, брабансоны, ардены, першероны и шайры приняли активное участие в создании отечественных тяжелоупряжных пород. Одна из них, владимирский тяжеловоз - истинное достояние нашего Отечества, сохранить которое пытаются неравнодушные энтузиасты.

История

Появление российской породы лошадей владимирские тяжеловозы берет свое начало в 1886 году, когда была образована Гаврилово-Посадская государственная конюшня, закупившая в числе прочих коней и английских тяжеловозов – клейдесдалей. Крупные нарядные жеребцы были сразу же вовлечены в скрещивание со здешними мелкими, но выносливыми и неприхотливыми кобылами. Важно было, чтобы у потомства закрепились самые ценные качества родителей: богатырская мощь, нарядный экстерьер, энергичность с одной стороны и высокая адаптивность, с другой.

Интенсивная работа над будущей породой привела в начале 20 века к практически полной замене в близлежащих хозяйствах отечественных лошадок на улучшенные помеси. Привезенные в Гаврилово-Посадскую конюшню английские тяжеловозы шайрской породы также привлекались к работе, но повлияли на формирование владимирского тяжеловоза не столь активно.

Лошадь и жеребенок Владимирского тяжеловоза

Однако хаотичность селекционных мероприятий закончилась лишь в 30-е годы прошлого столетия, когда провели типизацию всех помесных животных, содержащихся на тот момент в 98 племенных коннозаводческих хозяйствах. Все последующие зоотехнические действия проводились во вновь организованном в 1936 году в Гаврилово-Посадском ГПР (госплемрассадник). Однако официально владимирский тяжеловоз был признан породой лишь десять лет спустя, в 1946 году. В дальнейшем недалеко был организован Владимирский племенной рассадник, где активно выращивался молодняк вновь созданной породы для дальнейшего распространения.

Описание экстерьера

Лошади породы владимирский тяжеловоз отличаются крупностью и массивностью. Среди отечественных тяжеловозов у них одни из самых высоких значений основных размеров: высота в холке/обхват груди/ обхват пясти - 163-170/198/23,5 см. Большая голова с выпуклым профилем, свойственным этой породе, длинная мощная шея и косо поставленная длинная лопатка. Удлиненная спина с широкой поясницей и умеренно спущенным крупом, конечности крепкие, костистые правильно поставленные. На фото можно видеть, что у владимирского тяжеловоза довольно часто встречается оброслость ног, доставшаяся в наследство от английских лошадей. Еще одной чертой владимирцев можно назвать густоту волос гривы и хвоста. Чаще всего можно увидеть владимирского тяжеловоза гнедой масти, вороные или рыжие кони встречаются значительно реже.

Порода лошадей Владимирская тяжелоупряжная

Несмотря на активность и энергичность, владимирцам присуще дружелюбие, спокойствие и уравновешенность. Аллюры лошади размашистые и свободные. Такие кони, запряженные в тройку и летящие по зимней дороге, как нельзя лучше передают бескрайнюю широту и удаль русской души.

Важно отметить, что владимирские тяжеловозы отличаются ранним половым созреванием: уже через три года и жеребцы, и кобылы готовы к случке. К этому времени они вполне сформированы и для хозяйственного использования: в полевых работах и как гужевой транспорт. Грамотное содержание и полноценный рацион питания позволяют не только получить от кобыл владимирских тяжеловозов до 80 % выхода жеребят, но и использовать на заводе до 18-20 лет.

Использование

Современное использование владимирских тяжеловозов мало похоже на то, ради которого порода была когда-то создана. Ни плуг, ни телега уже не ждут своего коня, и век тяжелоупряжных лошадей мог быть окончен. Однако вновь вошедший в моду активный отдых, например, конный туризм или спортивная охота, сделал владимирцев нужной и важной породой. Спокойные и уравновешенные, они легко приспосабливаются к даже к тем, кто впервые сел в седло или взял в руки вожжи. По достоинству оценили неприхотливых сильных коней любители дальних походов.

Владимирская тяжелоупряжная порода лошадей

Для коннозаводчиков владимирский тяжеловоз представляет особую ценность: передает потомству свою великолепную богатырскую стать и мощность. Например, на Гаврилово-Посадском конном заводе получили помесь владимирского тяжеловоза с рысистой, которая легла в основу создания мощной лошади для спортивных состязаний.

Современное состояние породы

К сожалению, участь многих отечественных лошадиных пород не стала исключением и для владимирского тяжеловоза, численность поголовья которого значительно снизилась за последнюю четверть века. Однако и сегодня ведется селекционная работа с породой на ПКЗ «Гаврилово-Посадский» и ПКЗ «Монастырское подворье» (бывший Юрьев-Польский конный завод), где можно выбрать и купить владимирского тяжеловоза или его помеси. Основной задачей заводчики считают совершенствование типа и экстерьерных характеристик владимирцев, используя как главный метод чистопородное разделение по линиям и близкородственное скрещивание с лучшими представителями породы. Наиболее известны линии Ландыша, Глен Альбина, Шерифа, Стандарта. Однако небольшая численность поголовья маток и производителей (113 и 20 по данным ВНИИ коневодства) не позволяют говорить об активном возрождении породы.

Оптимизма добавляют набирающие популярность соревнования владимирских троек и катания на тройках, организуемые в дни городских праздников ипподромами или частными конюшнями. Есть спрос на тяжелоупряжных лошадей и у фирм, организующих конные прогулки в городских парках, ведь где, как не на огромном коне можно ощутить себя былинным богатырем! И глядя на такого доброго молодца и его статного могучего коня очень хочется верить, что у владимирского тяжеловоза впереди только светлое будущее.

подпишись