Лошади

Лошади породы Советский тяжеловоз: экстерьер, состояние на сегодняшний день

Лошадь во многом определила магистральный путь развития человеческой цивилизации. За тысячелетия хозяйственного использования этого животного было выведено огромное количество пород. Каждая из них соответствовала условиям жизни человека, а так же кругу хозяйственных забот, в который она была вовлечена им. Среди них особое место занимают тяжеловозные породы, самой молодой из которых является Советский тяжеловоз. Фактически они были переходной фазой от живой тягловой силы к механической в то время, когда промышленная революция требовала все более интенсивного развития производства, но машины были слишком несовершенны.

Как возникла эта порода

В России есть регион, где огромные массивы леса соседствуют со степью. Это юг Нижегородской области и Мордовия. Для его жителей всегда существовала объективная необходимость в тягловой силе, которая бы могла вывозить лес, а это очень тяжелая работа, и распахивать огромные площади сельскохозяйственных угодий. Мелкая крестьянская лошадь, обычная для северных лесных губерний России, для таких работ не годилась. Поэтому там всегда ценились и культивировались упряжные лошади больших габаритов, тяговое усилие которых напрямую зависело от массы лошади. До середины XIX века основное поголовье рабочих лошадей в Нижегородской губернии составляли так называемые битюги – как чистокровные лошади с берегов одноименной реки в Тамбовской области, так их потомки, скрещенные с местными породами. Их культивацию и разведение облегчала хорошая кормовая база.

В конце XIX века местные помещики, купцы и промышленники, движимые желанием приобщиться к европейскому прогрессу, стали завозить в Нижегородскую губернию и Мордовию тяжеловозных лошадей из Европы – брабансонов и суффольков. Являясь прямыми потомками рыцарских строевых лошадей, они были просто огромными – высота в холке нередко достигала 180 сантиметров. Вот они и стали генетической основой породы Советский тяжеловоз.

Лошади породы Советский тяжеловоз

В России мог появиться собственный племенной табун брабансонов, ведь вместе с жеребцами завозились и кобылы. Однако добродушные гиганты, которые охотно подчинялись даже детям, были мало приспособлены к русскому климату. Их конституция была довольно «сырой» и рыхлой. К тому же, на взгляд русского мужика, у них были излишне грубые формы. Умышленно или по недогляду, было допущено скрещивание жеребцов брабансонов с местными, более мелкими «сухими» кобылами. Их отпрыски были немного мельче иностранцев, но имели более плотную конституцию.

В смутные годы Гражданской войны племенные жеребцы из Европы не завозились, поэтому племенной табун, сконцентрированный в основном на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском - село Оброчное Ичалковского района, конных заводах был предоставлен сам себе. Происходило почти бесконтрольное скрещивание внутри табуна. К середине 30-х годов стали появляться жеребята, имеющие устойчивые генетические признаки. Это дало возможность коневодам начать селекционную работу по закреплению получаемых качеств. Однако война помешала оформить новую генетическую линию рабочих лошадей как породу. Полностью оформлена и признана она была в 1952 году и получила название Советский тяжеловоз.

В 1961 году была предпринята попытка добавить к советской породе лошадей свежей брабансонской крови, для чего были закуплены три племенных жеребца. Два из них разместили на Починковском заводе и одного на Мордовском. Опыт оказался неудачным. Жеребята наследовали от отцов рыхлость и «сырость» конституции, были внешне грубы – как раз те качества, от которых последовательно избавлялись при выведении породы. На волне сближения с Западом опыт повторили в 1987 году и снова неудачно.

Описание экстерьера

Фотография советского тяжеловоза может дать вам наглядное представление о том, как выглядят отдаленные потомки брабансонов и местных упряжных лошадей. Первое, что бросается в глаза и подтверждает: это животное может выполнять тяжелую работу – массивная короткая или слегка вытянутая шея, широкая грудь и мощные мышцы предплечий.

На их фоне голова средней величины с хорошо развитыми мышцами щек и довольно широкими ноздрями выглядит даже изящно. Уши лошади прямые, средней величины, однако встречаются особи, у которых они слегка обвислые. Холка слабо выражена, линия шеи плавно переходит в мягкую, слегка обвислую спину, на которую можно положить седло и использовать тяжеловоза в непривычном для него амплуа – под верхом.

Для знатоков «лошадников» важным критерием способности лошади к тяжелой работе является анатомическое строение крупа и задних конечностей. И в этом потомок брабансонов их не разочарует. Широкая поясница переходит в раздвоенный, слегка обвислый круп, короткое бедро заканчивается довольно длинным скакательным суставом. Бабки короткие, пясть широкая, копыта большие, правильной формы.

У лошадей этой породы нередки косолапость и саблистость, на рабочие качества они не влияют, но при их наличии животное может быть исключено из племенного разведения.

Экстерьер советской тяжелоупряжной породы лошадей

Лошади породы Советский тяжеловоз – самые крупные упряжные животные среди всех культивируемых на европейской территории России. Средняя масса взрослых жеребцов около 900 кг, кобылы на пару центнеров легче. Высота в холке 1,55–1,7 метра. Тяжеловозами советской породы унаследованы от брабансонов флегматичность и добронравность, но в ходе селекции они почти полностью избавились от фриза (оброслости) ног, что существенно упрощает уход за ними. В отличие от своих французских предков они завели пышный хвост.

Стоит учитывать, что различие между лошадьми Починковского и Мордовского конезаводов не только географическое. В селе Оброчном культивировалось скрещивание не только с брабансонами, но и суффольками. Поэтому лошади из Мордовии более изящные, подвижные и темпераментные, корпус у них короче.

На что способны

По своим тяговым качествам лошади этой породы являются практически аналогом трактора Т-40 АМ. Они способны перевозить тяжести и работать с сельскохозяйственными машинами. Представление о том, на что способны советские тяжеловозы дают результаты испытаний.

В 1957 году жеребец Форс на Тамбовском ипподроме вывез груз весом почти 23 тонны на расстояние 23 метра. Это, конечно, труднодостижимый рекорд, но практически все взрослые лошади этой породы способны сдернуть с места «поезд» весом в 15 тонн.

На обычных рабочих испытаниях лошади дают задание пройти шагом 2 км с грузом 4,5 тонны. В результате скрещивания брабансонов с местными породами эти тяжеловозы переняли у последних резвость. Если такую лошадь запрячь в телегу с грузом 1,5 тонны, то она без особого напряжения может передвигаться даже рысью.

Оценивая результаты испытаний, можно сказать, что физические возможности чистокровной лошади этой породы могут быть излишними для личного подсобного хозяйства. Тем более что содержать животное такого размера и аппетита, несмотря на его неприхотливость к бытовым условиям, может быть затруднительно. Наиболее оправдано его использование в фермерских хозяйствах на работах по заготовке сена, подвозу кормов. Найдется ему работа и в крупных сельскохозяйственных производствах. Например, для обслуживания животноводческих комплексов.

Состояние породы на сегодняшний день

До 1990 года порода Советский тяжеловоз активно совершенствовалась и развивалась. Ее представители участвовали в разных международных выставках и состязаниях. Однако после распада СССР для мордовских и нижегородских тяжеловозов настали не лучшие времена. Фактически речь шла о полном вымирании породы. Маточное поголовье на обоих конезаводах сократилось вдвое, испытания жеребят прекратились. В настоящее время ситуация несколько улучшилась, поскольку советская тяжеловозная порода лошадей всегда высоко ценилась в Европе и сейчас имеется небольшой, но устойчивый спрос на таких лошадей. На волне кризиса и при все возрастающей цене топлива вспомнили о ней и некоторые отечественные сельскохозяйственные производители.

Племенное разведение лошадей Советской тяжеловозной породы происходило и в соседних с Нижегородской (Горьковской) областях и Мордовской АССР. Встречаются они во Владимирской и Ярославской областях, где есть хорошая кормовая база. Севернее – в Вологодской и Костромской, разведением этой породы уже не занимались. Однако если вы хотите купить советского тяжеловоза в максимальной чистоте породы или хорошую рабочую лошадь с наибольшим набором полезных генетических качеств, то лучше остановиться на хозяйствах Мордовии и Нижегородской области.

Поводов для оптимизма не слишком много, и лошадь как обычную крестьянскую, так и породистую тяжеловозную, уже можно включать в список Красной книги. Главным препятствием к использованию этого умного и полезного животного является отсутствие квалифицированного персонала, людей, которые не только млеют от счастья, угостив лошадь куском сахара или хлеба, но и умеют на ней работать, воспитывать её и обучать. К счастью, еще есть энтузиасты, которые держат лошадей на своих подворьях и в качестве подсобной рабочей силы при крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Добавьте свой отзыв или комментарий


Защитный код
Обновить