Обзор популярных тяжелоупряжных пород лошалей тяжеловозов
До повальной механизации в жизни человека огромную роль играли лошади тяжеловозы. Массивные и выносливые, они без особых усилий справлялись с тяжелым трудом, требующим огромной физической силы. Обработка земли, расчистка леса, перемещение грузов – вот сферы, которые были немыслимы без тяжеловозов. Сильные и добродушные гиганты неприхотливы, они спокойно переносят самые разные условия содержания и приспосабливаются к любым кормам.
Содержание:
Российские тяжелоупряжные породы
Отечественная селекция тяжеловозных лошадей началась поздно. Только к концу XIX в. одновременно со всплеском промышленного производства возникла острая необходимость в массивных упряжных конях.
Одним из первых появился Владимирский тяжеловоз. Начало породы было положено во 2-й половине XIX в., когда местных лошадей из Владимирской губернии начали целенаправленно укрупнять иностранными тяжеловесами. Официальное признание получено в 1946 г., несмотря на то, что кони уже несколько десятков лет помогали человеку жить и работать.
У породы лошадей Русских тяжеловозов история еще короче, чем у Владимирских. Работать над ними начали на стыке XIX в. и XX в., объединяя характеристики привозных тяжеловесов. Учитывая смутное время, которое сказывалось на качестве и количестве кормов, а также совершенно другие климатические условия, новые тяжеловозные кони получились суше, подвижнее и выносливее. Зарегистрированы в 1952 г.
Самой молодой среди отечественных пород является Советский тяжеловоз. Их отличают большие габариты и высокая молочность. Взяв за основу западноевропейских тяжеловозов, племенные хозяйства двигались по тому же пути, что и с Владимирскими: последовательный отбор и скрещивание. Наиболее интенсивно работы велись при советской власти. Поэтому порода, зарегистрированная в 1952 г. получила название Советской.
Советский
В породе Советских тяжеловозов основу составили знаменитые Бельгийские тяжелоупряжные. В родословной есть Першероны, Битюги, Суффольки и Ардены. Сложное межпородное скрещивание с последующим отбором и разведением в себе происходило с участием лучших беспородных кобыл рабоче-пользовательской группы.
Несмотря на то, что в породе нередко встречаются рыхлые кони с сырой конституцией, Советский тяжеловоз отличается преимущественно крепким телосложением. В поголовье преобладают рыжие лошади, иногда – гнедые.
Тело широкое, крепкое, мускулистое, в меру сухое. Свислый раздвоенный круп. Мощная грудь. Спина и поясница широкие и ровные. Средняя голова с прямым профилем. Ноги недлинные. Щетки, грива и хвост Советского тяжеловоза обрастают умеренно.
Размерные характеристики: рост до 1,67 м, грудь глубокая с обхватом до 2,07 м, пясть – до 24,7 см. Жеребцы Советских тяжеловозов больше. Они достигают 780 кг самые крупные весят до 1 т. Кобылы – 650 кг. Лошади скороспелы.
Советские тяжеловозы отлично двигаются и обладают энергичным темпераментом. У них уравновешенный и мягкий нрав.
Владимирский
В родословной Владимирских тяжеловозов, кроме местных лошадей, присутствуют такие именитые прародители как Клейдесдали и Шайры. Несмотря на то, что их крови больше всего, среди предков также числятся Першероны, Ардены, Рысаки и Суффольки.
Владимирский тяжеловоз в высоту достигает 1,73 м. Объем грудной клетки доходит до 2,07 м, а пястей – до 24,5 см. Кобылы немного отстают от жеребцов. Их средний вес находится в пределах 685 и 758 кг соответственно.
У Владимирских тяжеловозов выпуклый профиль длинной и крупной головы. Телосложение суховатое, мускулистое. Формы удлиненные. Широкая и глубокая грудная клетка. Нормально наклоненный или слегка свислый, раздвоенный круп. Спина широкая. На длинных ногах очень нарядные густые фризы – удлиненная шерсть.
Кони Владимирской тяжеловозной чаще всего гнедые. Хотя периодически встречаются рыжие или вороные.
Скороспелый и плодовитый Владимирский тяжеловес отличается энергичностью и трудолюбием. Кони спокойны и послушны.
Русский
Не самые крупные, Русские тяжеловозы имеют хорошую родословную. В числе предков: Ардены, Першероны, Бельгийские тяжелоупряжные, а также украинские лошади. Порода выводилась путем воспроизводительного скрещивания с применением отбора и методов подбора по условиям содержания. В частности, кормления и активного применения в сельхоз работах.
Русский тяжеловоз достигает 1,67 м в высоту, грудь в обхвате – до 2,05 м, пясть – 22,4 см. При этом кобылы обычно меньше жеребцов, по весу они достигают 650 и 700 кг соответственно.
Уравновешенные и одновременно энергичные, Русские тяжеловозы обладают сухим и крепким телосложением. Нетребовательны к кормам, отлично «держат тело» и неприхотливы к условиям содержания.
В породе Русских тяжеловозов преобладают рыжие кони. Намного реже встречаются гнедые, бурые и даже вороные.
У тяжелоупряжной лошади этой породы бочкообразная, развитая грудь. Широкая холка, спина, поясница. Длинная, изогнутая шея, которую венчает достаточно легкая и сухая голова с живыми глазами. Как правило, очень густая и длинная грива, а также хвост. Ноги обрастают умеренно. Отличаются средней длиной.
Известные западноевропейские породы тяжелоупряжных лошадей
Тяжеловозные породы лошадей для многих стран Европы – неотъемлемая часть национального наследия. История коней-тяжеловесов в некоторых случаях насчитывает несколько столетий разведения задолго до признания их официального статуса, которое в большинстве своем приходится на XIX в.
Именно их, прославленных и неутомимых Першеронов, Бельгийских и Шотландских тяжеловозов, Шайров и Суффольков используют по всему миру. По-настоящему легендарная кровь является основой для выведения новых пород или улучшения существующих. Многие сохраняют свою актуальность с момента официального признания породы и используются в неизменном виде.
Першерон
Развитое чувство прекрасного, объединенное с сугубо практическими соображениями, натолкнули французов на мысль о скрещивании Бретанских и Булонских местных лошадей с Арабскими скакунами. В итоге получились Першероны. Знаменитые французские тяжеловозы – прекрасные и очень трудолюбивые.
В большинстве своем серые, но нередко и вороные Першероны обладают массивным, достаточно сухим телосложением. Изящные тяжелоатлеты конного мира достигают 1,72 м в холке. У них сильные ноги с развитыми суставами. Длинная шея с пышной гривой. Широкий, раздвоенный круп. Характерная длинная спина.
Нарядный Першерон отличается энергичностью, добродушием и послушностью.
Шайр
Начало целенаправленной племенной работы над Шайрами относят к XVI в., когда король Англии Генрих VIII запретил пускать в дальнейшее воспроизводство коней ниже 1,54 м. Тогда у них появилось и современное название – Шайры. Хотя предков тяжеловозов, сотню крупных Фландрских жеребцов, на данный момент известных как Брабансоны, завезли еще в XII в.
Шайры славятся габаритами. Вес взрослого коня находится в пределах 1–1,2 т. Пясть достигает 32 см, а высота у этих гигантов в холке доходит до 1,78 м. Мощная, глубокая грудь в обхвате и того больше: до 2,3 м. Масти тоже заставляют обратить на лошадей внимание. Тяжеловозы, как правило, белые, вороные и гнедые с крупными отметинами на ногах, голове и животе. Экстерьер завершают пышные фризы, которые начинаются достаточно высоко – от скакательных/запястных суставов.
Клейдесдаль (Шотландский тяжеловоз)
Лошади Клейдесдаль обязаны своим происхождением шотландским фермерам, которые в начале XVIII в. завезли Фламандских жеребцов. Благодаря тому, что производителей для покрытия своих беспородных маток использовал весь Клейдесдаль (сейчас – Ланаркшир, регион в Шотландии), целенаправленное скрещивание принесло хорошие результаты. Следующее поколение лошадей имело относительно выровненный типаж.
Современные Шотландские тяжеловозы унаследовали характерные черты не только Фламандцев и местных лошадей. После официального признания породы в них вливали кровь Шайров и Голландских коней.
Клейдесдали массивные, работоспособные, имеют сухую конституцию. В высоту – до 1,72 м. Масса у лошадей – 700–900 кг. Грудь мощная, до 2,2 м в обхвате. Пясть – до 28 см.
По экстерьеру они сопоставимы с Шайрами, но у Шотландских тяжеловозов не такие пышные фризы и не такой массивный костяк. В популяции преобладают гнедые с белыми отметинами на ногах и голове кони. Очень добродушные и покладистые.
Брабансон (Бельгийская тяжелоупряжная)
Бельгийский тяжеловоз ведет свое летоисчисление чуть ли не с I–II веков. В Европе она обрела известность как Фландрская лошадь и наравне с Першеронами стала родоначальницей для многочисленных пород местных тяжеловозов.
Современные лошади почти не отличаются от средневековых прародителей. В то время, как и остальных тяжеловозов облегчали при помощи верховых жеребцов, Бельгийские разводились в себе и сохранили аутентичный гармоничный и пропорциональный экстерьер. В породе преобладают рыжие и гнедые лошади.
Брабансоны быстро созревают, хорошо приспосабливаются к условиям содержания, неприхотливы к кормам. Кроме этого у них покладистый нрав и отличная работоспособность.
Взрослые тяжеловозы весят 1–1,2 т, а в высоту бывают до 1,72 м. Пропорциональные лошади, отличаются великолепно развитыми мышцами и сухой конституцией.
Суффольк
Английские Суффольки – одни из самых старых тяжелоупряжных лошадей. Первые упоминания о них встречаются еще в XV в. Родоначальниками считаются Фландрские или Бельгийские тяжеловозы, скрещенные с местными лошадьми. Их история знает периоды рассвета и упадка. На данный момент популяция небольшая. Гордость Англии на выставках легко узнать: коням заплетают гривы и хвосты с рафией.
Выносливые и сильные, кони отличаются трудолюбием и долголетием. Всегда только рыжие, они очень покладистые и спокойные, хорошо ладят с людьми и животными.
Средняя масса коня находится в пределах 700–1000 кг. Они достигают 1,7 м в высоту и 24 см – по обмеру пясти. У лошадей сухое, крепкое телосложение с очень незначительной длиной шерсти.
Использование
Любая порода лошадей тяжеловозов создавалась с одной целью – работать в тяжелой упряжи, будь то плуг или почтовый дилижанс. Мощные, выносливые, они прекрасно идут ровной рысью, способны одинаково хорошо перемещать тяжелые грузы в одиночку или по двое-трое в одной упряжке.
В сельской местности тяжеловозы сохранили свое прямое назначение. Помимо этого крупных и скороспелых лошадей активно используют для производства мяса и молока.
В городах, с механизацией перевозок и производства, их значение изменилось, но кони не утратили популярности. Многие породы сейчас активно восстанавливаются. Тяжеловозы, в том числе и отечественные, нашли свою нишу в спорте, различных шоу и индустрии туризма.
Исторические области Старой Европы приобретают особый колорит в присутствии тяжеловозов и привлекают туристов не меньше, чем архитектурные достопримечательности.
Разведение
Примерно с середины XX в. породы тяжеловозов, утратив хозяйственное значение, оказались под угрозой исчезновения. Благодаря энтузиастам они сохранились и на данный момент постепенно восстанавливают былую славу, хотя до прежних размеров популяций очень далеко.
Племенные заводы продолжают работу и строго придерживаются программы разведения. В Европе выделяется государственное финансирование для их поддержки. К примеру, они действуют для Першеронов и Бельгийских коней. Отечественных тяжеловозных сохраняют, в том числе, и в частном порядке.
В разведении тяжеловозы крайне неприхотливы, быстро приспосабливаются к любым условиям, хорошо адаптируются к скудным рационам, сохраняя габариты. Кобылы способны приносить жеребят, начиная с 3-х лет и заканчивая нередко далеко за 20.
Добродушные гиганты имеют все шансы занять достойное место в современном мире. Массивные, спокойные и достаточно энергичные тяжеловозы вдобавок ко всему как никто лучше подходят для занятий с детьми.